«ДВОРЦЫ И ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЕ АНСАМБЛИ ПОДОЛИИ»

 Архитектурное наследие Подолья привлекательно для нынешних  туристов многочисленными памятниками оборонительного зодчества. В свое время активное фортификационное строительство здесь было обусловлено тем, что на протяжение длительного времени регион сохранял свое порубежное положение.

Однако здесь сохранилось немало памятников культовой и светской архитектуры, значительное количество оригинальных дворцово-парковых ансамблей. Это касается и той части региона, которую занимает современная Хмельницкая область.

С давних пор стремлением  высшей светской и духовной знати, магнатов, крупных землепользователей, представителей государственного истеблишмента было желание, или статусная необходимость  выделиться, выставить напоказ уровень своего благосостояния и финансовые возможности. Как нельзя лучше для этих целей подходили центральные резиденции имений. В эпоху средневековья, в силу объективных обстоятельств,  прежде всего отдавали предпочтение безопасности, превращая города и отдельные жилища феодалов в фортификационные объекты.  В  новое же время  приватная архитектура сворачивает на путь демилитаризации и  предлагает высшему слою общества максимально пышные и комфортные дворцы, зачастую трансформированные из тех же замков.

Как правило дворцы выступали составной частью единого архитектурно-природного ансамбля. Характерная особенность таких естественно-искусственных композиций т.н. «бельвью» — прекрасный вид, который создавало наличие вокруг дворца  парков, искусственных, или окультуренных, природных водоемов; скульптурные группы, оригинальные гроты в укромных уголках; хозяйственно-бытовых сооружения, зачастую стилизованные под античную архитектуру…  Во второй половине XVIII в. строительство дворцово-парковых ансамблей приобретает характер  настоящего взрыва.

Уникальна в этом отношении территориально-административная столица Подолья – город Каменец. Бывший, прежде всего, главной региональной крепостью, город интересен не только своими фортификационными сооружениями. Уникальна и его  культовая архитектура – церкви, костелы, кирхи, синагоги… Громадный интерес представляет дворцовая  застройка города. До сих пор в городе ходят легенды о знаменитом саде Витте, который  раскинувшись в живописной долине каньона р. Смотрич, был настоящим украшением города конца  XVIII- нач. XIX вв. Кстати, женой Иосифа Витте, коменданта Каменца, в это время была «прекрасная битинка» — София Глявоне, или София де Челиче больше известная по второму мужу, как София Потоцкая. Именно участие в создании «сада Витте», стало для Софии генеральной репетицией перед строительством прекраснейшего дендропарка в Умани.

Как средоточию различных культур, Каменцу  во все времена было присущи разнообразие форм и стилей городских усадеб. Среди них и каменицы, и оригинальные глинобитные или деревянные жилые дома, и уютные дворики со своеобразием неподражаемой бытовой микросреды, дворцы и дворцово-парковые ансамбли. Город был местом, где знать считала делом чести иметь как постоянные, так и временные резиденции, соревнуясь в пышности интерьера и экстерьера. Неумолимое время  пощадило многие сооружения, донеся нам от былых эпох ценнейшие образцы дворцовой застройки – свидетелей архитектурных вкусов и уподобаний сильных мира сего.

И хоть не всегда дворцы XV-XVII вв. отвечают нынешнему представлению о роскошной жизни знати, эти 1-2-х этажные сооружения, в свое время, имели весьма репрезентативный вид. Следует отметить, что они были достаточно и дорогостоящими как в процессе строительных работ, так и во время эксплуатации. Строительство такого рода ансамблей очень редко носило спонтанный или импульсивный характер. Как правило, этому предшествовали долгий и взвешенный процесс обдумывания стиля, поиск лучших архитекторов и скульпторов, мастеров ландшафтного и оранжерейного  искусства.  Именно поэтому, сумевшие выжить в катаклизмах 20 в., помещичьи имения 17-19 вв. и сегодня поражают нас совершенством архитектурных форм и изысканной красочностью окружающего пейзажа.

Однако не только Каменец, но и Подолье в целом было исключительно богато дворцово-парковыми ансамблями. И об этом свидетельствует «История резиденций на давних кресах Речи Посполитой» – многотомный фундаментальный труд польского академика Романа Афтанази.

Из него мы узнаем, что только на территории нынешней Хмельницкой области было создано более ста таких ансамблей отличавшихся самыми разными стилями. К сожалению, большинство из них сохранилось только в воспоминаниях, картинах и фотографиях. Тем не менее, некоторые из ансамблей все-таки смогли пережить бурный 20 век и продолжают радовать глаз либо заставляют, глядя на живописные развалины сокрушаться об их утрате.

Каждый, кто видел, не может  не восторгаться прекрасным дворцово-парковым ансамблем Орловских в с. Малиевцы,  что в Дунаевецком районе. Судьба была благосклонна к нему и сейчас мы имеем возможность видеть то, что видели жившие до нас.

В 1788 г. По заказу графа Я. Орловского, дворец был сооружен в стиле раннего классицизма архитектором Д. Мерлини. В планировке английского романтического парка участвовали знаменитый созидатель  парков Дионисий Миклер (Маклер) и садовник Д. Клигер. До сих пор  коллекция парка, раскинувшегося на живописном склоне и получившего в наше время статус национального,  насчитывает около 100 видов кустов и деревьев. Особенно впечатляет  300-летний ясень. Кроме роскошного дворца здесь отлично сохранились водонапорная башня в виде средневекового оборонительного сооружения, мосток, парковый бассейн, два пруда характерной планировки. Особенно впечатляет скала высотой 18 метров с двухъярусным гротом.  Именно на ее вершину отвели родниковые воды бурного  источника и устроили искусственный водопад,  ниспадающий  хрустальным потоком.

 В свое время художественная галерея дворца Орловских  могла посрамить многие музеи и похвастаться «Святым семейством» Рафаэля,  портретом последнего польского короля Станислава-Августа Понятовского кисти Яна Лампе,  полотнами других известных художников таких как Ян Матейко, Юзеф Хелмонский, Юлиуш Коссак, Генрик Семирадский, Юзеф Брандт, Тадеуш Айдукевич… Во дворцовой библиотеке насчитывалось около десяти тысяч книжных томов,  эпистолярное наследие семейного архива хранило  переписку пап римских и королей польских. Судьба благоволила Малиевцам и потому, что, как утверждает Р.Афтанази,  последний их хозяин, Ксаверий Франтишек Орловский во время гражданской войны на Украине, когда Подолье на короткое время оказалось под властью Деникина, сумел вывезти из своего имения наиболее ценные вещи.  Сначала в Одессу, потом на французском торговом судне «Дюмон де Урвиль» в Марсель, а затем  в Париж.

 Самчики!  Произносишь этот слово, и перед глазами встает дворцово-парковый ансамбль не менее прекрасный, нежели Малиевцы.  И в этом нет ничего удивительного. Когда в 1791 году гайсинский староста Петр Чечель купил эту усадьбу у Хоецких, то строительство нового ампирного дворца было возложено на польского архитектора Якоба Кубицкого. Но создание парка он поручил все тому же  известному пейзажному архитектору Дионисию Миклеру. В настоящее время в парке, раскинувшемся на 18 га. произрастает 160 видов кустарников и деревьев.  Предание гласит, что  оформлением дворцовых интерьеров занимался итальянский скульптор Ж. Б. Цагяно, а так называемая «японская комнат» была расписана самим Врубелем.

Достойна внимания здесь и  Церковь св. Параскевы Пятницы, являющаяся составной частью дворцово-паркового ансамбля. Построенная в 1772 г., она охранила старинные росписи и деревянную резьбу.

В начале 90-х  ансамбль «Самчики» получил  статус Государственного историко-культурного заповедника,  а во дворце разместились музейная экспозиция.

Письма и реляции XVIII-XIX вв. хранят восторженные отклики о дворцово-парковом комплексе в местечке Антонины. Нынче, к сожалению, от былого величия осталось не так много. Большая часть построек исчезла во время военных и революционных катаклизмов ХХ в.

Дворец обычно называют ансамблем Сангушков-Потоцких.  В конце XVIII в. князь Е. Сангушко, поселившийся в Антонинах, пригласил архитектора Д. Арво для реконструкции дворцового комплекса, построенного регентом коронной канцелярии И. Мальчевским. Реконструкция коснулась и интерьерной и экстерьерной частей. В XIX в. ансамбль претерпел еще несколько реконструкций, которые проводили новые хозяева – Потоцкие.  Ну, а последнюю реконструкцию, в стиле позднего барокко,  было проведено венским архитектором Ф. Фельнером  в начале XX в. Со временем во  дворце было собрано огромную коллекцию ценнейших произведений искусства.

Завораживал и парк, живописно раскинувшийся на берегу Икопоти. Тут было собрано свыше 3 тыс. сортов растений со всего мира. В конце XVIII в. его значительно расширил и украсил князь Е. Сангушко, построивший тут в начале XIX в. оранжерею.

Сегодня, от когда-то огромного комплекса, остались лишь въездные ворота,  ограда, дом управляющего,  большой двухэтажный флигель и конный манеж. Сейчас в первом находится школа, а во втором – спортивный зал.

Кроме того, сохранился отреставрированный особняк начала ХХ в. в котором сейчас находится  поселковый совет Антонин.  Он был построен по проекту венского архитектора Ф. Фельнера в стиле модерн с использованием фахверка –строительной конструкции, имеющий вид пространственных секций из наклонных под различным углом деревянных балок.  Такими домами раньше была застроена площадь перед парадными воротами дворца.

 Нельзя  не  остановиться на еще одной, весьма оригинальной усадьбе Подолья – летней резиденции графа И. Сцибор-Мархоцкого в Отрокове Новоушицкого района.  На базе более ранних сооружений средневекового замка (XVII в., или даже XIII-XIV вв.)усадьба была выстроена в первой половине XVIII в. Из четырех усадеб Мархоцкого, самой роскошной была именно усадьба Отроковская. Сам Игнатий Сцибор-Мархоцкий был настоящим оригиналом и среди современников слыл чудаком. Чего только стоит его демарш самопровозглашения Минковецкой державы, существовавшей почти 40 лет – с1793 по 1831 гг. Архитектурный ансамбль усадьбы состоит из помещичьего дома, форума, триумфальной арки, дендропарка. Сохранились также фрагменты стен и башня средневекового замка.

В годы советской власти в главном здании усадьбы размещалась школа, а хозяйственные строения сохранили свой профиль.В настоящее время усадьба Сцибор-Мархоцкого принадлежит человеку тоже очень интересному – Игорю Скальскому, который ведет здесь реставрацию и проводит фестиваль «Отроков». И это очень хорошо, поскольку усадьба обрела не нового только хозяина, но и вторую жизнь. Есть уверенность. Что она сохранит свою форму, обретя новое содержание. К сожалению, целый ряд ей подобных наверное уже никогда не возродят былого величия.

Например, усадьба в Красилове, которая с середины XVIII в., после раздела Острожской ординации по «Кольбушевской трансакции», принадлежала польскому княжескому роду Сапег. В начале XIX в. Н. Сапега тут построил дворец в стиле классицизма, но в годы советской власти его перестроили до неузнаваемости и сейчас в бывшем дворце размещен профессиональный лицей.

Гораздо хуже распорядились с дворцовым комплексом князей Сангушков г. Изяслав. В XVIII в.  архитектор П. Фонтана по заказу П. Сангушко на базе древних укреплений возвел роскошный дворцовый ансамбль, который в свое время посещало немало знаменитостей – последний польский король Станислав-Август Понятовский, австрийский император Иосиф II, А. Суворов,  М. Кутузов. Увы, в настоящее время это унылые руины, к которым совершенно свободный доступ. Сохранился только каркас дворца, крытый дворик с аркадами и дворцовый мост.

Пусть не разрушен до основания, но, по-сути, но окончательно утерян как памятник,  дворец семьи Красинских в г. Дунаевцы. Став хозяином Дунаевец в 1782 г., Я. Красинский сначала создал прочную базу экономического развития города. Например, построенная им суконная фабрика, действует до настоящего времени. Ну а в XIX в. тут уже вырос дворец усадьбы Красинских. Но в советские годы он  был перестроен до неузнаваемости и теперь это районный дом культуры.

 То же самое произошло и в г. Деражня  с бывшим особняком Рациборовских. В кон. XVIII в. усадьбу здесь заложил банкир П. Теппер, который недалеко от центра города выстроил небольшой дворец с парком.

С 1844 г. хозяином Деражни становится С. Рациборовский,  потомки которого в 1902 г. реконструировали дворец, придав ему стиль модерн. Как и в предыдущем случае, после ё1917 года здание адаптировали под больницу и его исторический вид почти не сохранился.

 Больницей стал и дворец помещиков Косельских в г. Виньковцы.  Построен в первой пол. XIX в. он сегодня всего лишь один из корпусов районной больницы, хоть и со статусом памятника архитектуры местного значения.

К сожалению, время не повернуть вспять. Хоть уже нет того, чего нет, но зато есть то, что есть. Для Подолья характерно огромное количество интереснейших мест. И сохранившиеся дворцово-парковые комплексы занимают тут достойное место. Увы,  формат короткого информативного сообщения не позволяет описать их нам достаточно полно. Впрочем, мы и не ставили перед собой такую задачу. Немало места занял бы просто даже далеко не полный их перечень. Мы стремились к иному. Наша цель затронуть душевные струны, пробудить интерес, уважение к нашему богатому наследию и неодолимое желание к нему прикоснуться. А мы в этом постараемся Вам помочь. Вы же помните наш девиз: Ваш отдых  — наша забота.

« Comments

Комментариев пока нет.

« Ваш отзыв