ЕВРЕИ НА ПОДОЛИИ

«ЕВРЕИ НА ПОДОЛИИ:

страницы жизни, памятники  истории и архитектуры»

      История украинско-еврейских отношений имеет давние и глубокие корни. Еще в средневековую эпоху отдельные представители древнего восточного народа проникали на земли славян как купцы, миссионеры и путешественники.

Политические катаклизмы и религиозная нетерпимость, сделавшие этот народ на долгие годы изгнанником, способствовали формированию отдельных, диаспориальных очагов еврейских поселений в разных странах.  Этот процесс был характерен и для  земель Украины, как в целом, так и регионально.

К XV-XVI в. на Подолье, расположенном на  юго-западе современной Украины, в большинстве городов и сел, еврейские общины уже сформировались, привнеся с собой непривычные для украинского языка названия синагог, школ, бань, больниц. География компактного проживания евреев на Подолье самая широкая – Сатанов,  Проскуров, Меджибож, Летичев, Бар, Деражня, Немиров, Шаргород, Летневцы, Миньковцы, Могилев-Подольский…

Весьма значительной численно была еврейская община и региональной столицы – Каменца. Правда, местные городские власти здесь, впрочем, как везде,  не всегда были к ней благосклонны.

Первое упоминание о евреях в истории города  датируется 1447 годом, когда вышло распоряжение каменецкого старосты, согласно которому евреи, под страхом тюремного заключения, не имели права проживать в городе более трех дней. Подобные указы и в королевской редакции, и в виде распоряжений региональных сеймов были характерны для всего периода ХVІ-ХVІІ вв. Конфликтная ситуация была вызвана не только религиозными предрассудками и финансово-экономическими проблемами но, прежде всего,  растущим уплотнением  внутригородского пространства. Об этом свидетельствует то, что изгоняя представителей еврейства из городов, их, тем не менее, не беспокоили в предместьях.  Там на законных основаниях они селились с давних пор. Кроме прочего, это преследовало еще и сугубо прагматическую цель. Для защиты стратегически важного  мегаполиса, жестокие средневековые нравы  допускали использование  в предградье своеобразного  живого щита. В нем часто вязли  захватчики, живущие военным грабежом.

Со временем, обходя межконфессиональные и этнические проблемы,  законодательные запреты, евреи все же  умудрялись  оседать в городах. Постепенно они становились там значительной торгово-ремесленной прослойкой, обзаводились собственными домами и другой недвижимостью.

В Каменце-Подольском, как и в большинстве европейских городов, традиционным местом поселения евреев, лишенных защиты городских стен, были предместья расположенные вблизи замка – Подзамче, Карвасары, Татариски… Тут же, неподалеку от места жительства, были и еврейские кладбища.
Позиции евреев в Каменце особенно укрепила эпоха турецкого владычества Подольем в 1672– 1699 гг. Изгнав из города армянскую торгово-ремесленную общину, турки способствовали  становлению тут такой же еврейской. Для этого периода характерен целый ряд льгот каменецким евреям, что способствовало значительному росту их поселений в городской черте. Напротив, вернувшаяся в 1699 г. в Каменец власть Речи Посполитой  вновь запретила евреям, наряду с православными, проживание в границах города. Однако, несмотря на перманентно продолжающиеся запреты, к середине XVIІІ в. в городе уже существовала влиятельная и довольно многочисленная еврейская община. Это настолько встревожило власти, что королевский указ 1750 года предписал  разрушить синагогу и отобрать у евреев дома и имущество. Указ стал настоящей трагедией для еврейской общины. И не только с материальной точки зрения. К тому времени Каменец, как центр края, играл особенную роль не только в хозяйственной, но и культурно-религиозной жизни региона. Именно это больше всего и беспокоило власть, видевшей в еврейской общине идеологического конкурента. Были предприняты попытки внести раскол и в ряды самого еврейства. Показателен процесс, состоявшийся в 1757 г. около городской ратуши. Предшествовал ему диспут, проходивший между талмудистами и франкистами в Кафедральном костеле и при поддержке архиепископа Яна Красинского закончившийся победой последних.  Решением суда тысяча экземпляров Талмуда была публично сожжена на площади, а на ортодоксальных евреев начались новые гонения. Тем не менее, процесс становления каменецкой общины ликвидировать не удалось.

К концу XVIII ст. евреи постепенно заселили большую часть Старого Каменца. Тут уже существовало 2 синагоги, молитвенные дома, по 2 частные мужские и  женские школы. Представители еврейской общины, адвокаты, врачи, учителя составляли значительную  часть городской интеллигенции. История сохранила имя каменецкого раввина ребе Мордехая Зеев Оринштейна, известного ученого и каббалиста. В 1775 году, за заслуги в деле защиты веры, он был утвержден раввином всей Галиции.

В XIX в., доля евреев в Каменце, как и во многих  других городах и местечках Подолья была более чем значительной. А их прослойка относительно жителей древней столицы региона иногда достигала 40-процентной отметки.

Извечная тяга этого народа к знаниям способствовала тому, что еврейская молодежь составляла значительный процент и среди учащихся городских.

В середине XIX века в Каменце началась и окрепла дружба двух выдающихся представителей еврейской литературы: Абрама Готлобера и Менделя Мойхер-Сфорима.

В 1857 году в Каменце-Подольском родился барон Гинцбург Давид Горациевич, ставший впоследствии выдающимся ученым- востоковедом, руководителем еврейской общины Санкт-Петербурга.

Настоящей драмой стала история местного еврейства в 20 ст. В начале XX века многие представители еврейской интеллигенции, в той или иной мере, оказались втянутыми в процесс революционных событий. Гражданская война принесла в край разорение, погромы и грабежи. Стоит только вспомнить о «Проскуровской кровавой бойне», развязанной 15 февраля 1919 г. атаманом Запорожской бригады УНР Семесенком. И хоть впоследствии, по приказу Петлюры, атаман был расстрелян, но это не помогло ни вернуть к жизни погибших во время трагедии, ни двум тысячам детей их родителей.
Наиболее жестокую страницу в еврейскую историю вписала вторая мировая война. Трагедия не миновала и Каменец. В течение двух лет и восьми месяцев оккупации он был местом  спланированного массового уничтожения еврейского народа. Центральная площадь Старого города, обнесенная по периметру  оградой из колючей проволоки, стала страшным гетто, куда  привозили евреев не только из Украины, но и из Венгрии, Чехословакии, Польши, Румынии.  Из-за нехватки места в Старом городе, некоторую часть вновь прибывающих размещали на восточной окраине города в бывших казачьих казармах.  Из восьмидесяти тысяч человек уничтоженных под Каменцем немцами и местными полицаями, подавляющее количество составили евреи. Комиссия по расследованию фашистских злодеяний обнаружила около города семь мест массовых захоронений, в том числе одно с телами 500 детей, которые, по некоторым данным, были похоронены заживо.

К сожалению, нынешняя еврейская община Каменца менее многочисленна, нежели то было раньше.  Однако в городе и его окрестностях сохранилось большое количество  памятников – свидетелей древней и самобытной культуры одного из многочисленных народов, для которых Украина давно стала второй Родиной.

« Comments

Комментариев пока нет.

« Ваш отзыв